Одним из основных экзаменационных испытаний является сдача площадки. Экзамен проводится как на территории автошколы, так и в ГИБДД.
Он проводится с целью проверки элементарных навыков управления автомобилем или транспортным средством определенной категории. Например, при сдаче на права категории «В» испытуемому предстоит выполнить три испытательных упражнения из пяти по выбору экзаменатора (в том числе обязательный элемент “Эстакада”):
- Остановка и начало движения на подъеме -Упражнение ЭСТАКАДА;
- Маневрирование в ограниченном пространстве (повороты на 90 градусов, разворот в ограниченном пространстве-Упражнение РАЗВОРОТ, ЗМЕЙКА;
- Движение и маневрирование задним ходом- Упражнение ВЪЕЗД В БОКС ЗАДНИМ ХОДОМ;
- Парковка транспортного средства и выезд с парковочного места- Упражнение ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ПАРКОВКА ЗАДНИМ ХОДОМ;
- Остановка для безопасной посадки и высадки пассажиров.
Основные требования к выполнению испытательных упражнений
Для сдачи практической части в автомобильных категориях «В», «С» и «D», а также подкатегориях «В1», «С1» и «D1» отводится 2 минуты на каждое упражнение. Для категории «BE», «CE» и «DE» и подкатегорий «C1E» и «D1E» на каждое упражнение отводится по 3 минуты. На выполнение самого сложного упражнения «Сцепление и расцепление или расцепление и повторное сцепление прицепа с тягачом» отводится 10 минут.
Предлагаем подробнее рассмотреть упражнения для категории В, С и подкатегорий В1, С1. Стоит отметить, что все испытания, проводимые на площадке в автошколе, идентичны испытаниям на площадке в ГИБДД.
Эстакада: остановка и начало движения на подъеме
Выполняя данное упражнение, экзаменуемый должен остановить автомобиль перед линией «СТОП- 1» так, чтобы все колеса находились на участке подъема. После чего предстоит зафиксировать автомобиль в неподвижном состоянии. Затем будущий водитель должен продолжить движение прямо, избегая отката автомобиля назад более чем на 0,3 м, и совершить остановку перед линией «СТОП-2» на расстоянии не более 1 м. Затем снова зафиксировать транспортное средство в неподвижном состоянии и лишь затем покинуть зону выполнения упражнения.
Это упражнение полностью показывает уровень владения водителем “ощущения” педалей. Такое упражнение напоминает “пробку на горке”: как только загорается зеленый сигнал светофора, все “стоящие в пробке на горке” водители отпускают тормоза и трогаются на подъем, избегая отката в позади стоящий автомобиль.
При выполнении данного упражнения на автодроме трогание на подъем осуществляется с ручного тормоза. Советуем вам, при въезде в горку не сразу снимать авто с тормоза, чтобы избежать резкого отката назад. Выжмите для начала педаль сцепления (работая на автомобиле с механической коробкой передач): это позволит почувствовать, что машину немного тянет вперед, и только после этого одновременно снимите ее с ручного тормоза и нажмите на педаль газа.
Маневрирование в ограниченном пространстве
Данное испытание состоит из 3 элементов. Выполнить предстоит два из трех нижеперечисленных: повороты на 90 градусов, разворот в ограниченном пространстве, змейка.
Для выполнения поворотов на 90 градусов кандидату в водители необходимо выполнить поочередные повороты автомобиля влево и вправо по заданной траектории на автодроме.
Разворот в ограниченном пространстве, или разворот в три приема, считается простым элементом площадки. Это упражнение выполняется в три действия: поворот налево, движение задним ходом с выкручиванием руля вправо, движение вперед с постановкой автомобиля в положение противоположное исходному.
Выполняя змейку, будущий водитель поочередно совершает левый и правый повороты по заданной траектории. В данном упражнении запрещено пересекать сплошные линии горизонтальной разметки, обозначающие границы элемента «змейка», сбивать конусы, которые обозначают траекторию движения автомобиля. Выполнять упражнение стоит на низкой скорости.
Движение и маневрирование задним ходом, въезд в бокс задним ходом
Данное упражнение показывает, насколько хорошо будущий водитель освоил умение движения задним ходом. В народе его называют просто «Въезд в бокс».
Выполняя упражнение, необходимо маневрировать задним ходом, словно въезжая в имитируемый бокс таким образом, чтобы проекция переднего габарита транспортного средства пересекла контрольную линию упражнения. Рекомендуем выбрать такую траектория движения,чтобы машина прошла вплотную к крайней правой стойке бокса, после чего успех прохождения данного испытания будет Вам гарантирован. Начинайте раскручивать руль в обратном направлении (налево) чуть раньше, чем автомобиль выйдет на прямую.
Попав в бокс, необходимо переключить автомобиль на нейтральную передачу и зафиксировать его в неподвижном состоянии стояночным тормозом. Затем необходимо выехать из бокса и завершить упражнение.
Не забывайте и о правильном выезде из бокса. Не спешите поворачивать руль до того момента, когда автомобиль хотя бы на половину своего корпуса выедет из бокса, иначе Вы рискуете сбить передние стойки.
Параллельная парковка
Чтобы выполнить данное упражнение, необходимо заехать на место парковки с применением движения задним ходом, при этом край автомобиля не должен пересекать контрольную линию выполнения упражнения. Рекомендуем выполнять упражнение на минимальной скорости, плавно, но четко и быстро работая рулевым колесом. Как только автомобиль будет припаркован, необходимо включить нейтральную передачу и зафиксировать его в неподвижном состоянии.
Основные правила и нюансы сдачи площадки
Последовательность выполнения испытательных упражнений определяется экзаменатором или схемой движения на закрытой площадке.На проведение экзамена для каждого кандидата в водители отводится 20 минут.
Оценка “СДАЛ” выставляется при выполнении комплекса испытательных упражнений. При нарушении разметки площадки (будущий водитель заденет или уронит стойки, наедет колесом на линию разметки, отклонится от заданной траектории движения), экзамен считается несданным. Также нельзя глушить двигатель более трех раз, двигаться задним ходом, если это не предусмотрено условиями упражнения, превышать время, отведенное на выполнение упражнения.
Помните, что упражнение считается завершенным, если включена нейтральная передача и стояночный тормоз.
Штрафные баллы за каждое упражнение,как и итоговая оценка за весь первый этап практического экзамена (площадка) заносится в экзаменационный лист кандидата в водители. Если Вы получили отметку “СДАЛ”, поздравляем, Вы можете приступать ко второй части практического экзамена — город!